К основному контенту

Значение фидбэка для юридического бизнеса: Советы гуру маркетинга

Манн, И., Золина, Е., Фидбэк: Получите обратную связь! Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2015

Когда я получил книгу «Фидбэк», написанную гуру маркетинга Игорем Манном и экспертом по маркетингу Елены Золиной, о таком интересном феномене маркетинга как фидбек, я долго не решался её прочитать. Даже перелистывая некоторые её страницы, она мне казалась, если не скучной, то точно однообразной. 

Для меня все изначально выглядело как набор шаблонных советов по фидбеку, но вчера вечером я наконец-то решился и прочитал книгу от начала до конца. Читаю я книги довольно быстро в зависимости от языка. Если книга на английском, то читаю я в два раза быстрее, чем русскую. 

Я солидарен с авторами книгами в том, что отсутствие фидбека – это настоящая катастрофа для маркетингового продвижения бизнеса в России. И не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза, отсутствие сервиса фидбека во многих сферах бизнеса, даже самой элементарной её формы – жалобной книги – говорит о том, что владельцам бизнеса по большему счету наплевать на мнения клиентов. 
Далее читая книгу, я был очень рад структуре самой книги и как последовательно авторы излагали свои идеи. Но самой важным вкладом в этой книге, и это стоит особо подчеркнуть, – это формирование теории фидбека. Иными словами, Игорь Манн и Елена Золина теперь могут считаться первыми, кто заложил теорию фидбека, по крайней мере, в русскоязычном пространстве. 

После тщательного исследования и поисков, они выделили 9 каналов и 46 инструментов обратной связи и дали определение каждому из них, вместе с механизмами их работы на практике. Я не буду перечислять каждый канал и инструмент в этой рецензии, а лишь выделю те инструменты, которые будут полезны в контексте юридического бизнеса. 

Первое – это «Пишите нам». Это самый избитый, но довольно эффективный инструмент маркетинга и самая часто используемая форма фидбека. Конечно же, книгу отзывов и предложений вы не найдете в офисах юридических фирм, но это компенсируется брошюрой, которую сотрудники юридической фирмой дают вам и просят написать свои отзывы или предложения на электронную почту, указанную в брошюре или в отдельной корпоративной визитной карточке. 

В контексте юридического бизнеса, я бы предложил объединить два канала фидбека – «Пишите нам» и Сайт. Дело в том, как я уже говорил, юридические фирмы не имеют книги жалоб и вместо этого пользуются обратной связью на сайте, где всегда просят написать текущего или потенциального клиента о качестве работы. 

О качестве работы юридической фирмы, клиенты имеют возможность отзываться также при проведении различных рейтингов, но это уже другой канал фидбэка, который авторы назвали «Опросами». 

Не знаю, насколько эффективен будет канал фидбэка под названием «Навстречу клиенту», но инструменты, изложенные в этом канале, могут быть очень полезными для юридической фирмы. Из них можно будет выделить особенно посещение клиентов, день CEO и контроль проигранных тендеров и несостоявшихся сделок. 

В эпоху интернета, я думаю, что незаменимыми инструментами для получения качественного фидбэка для юридических фирм могут стать блоги, социальные сети и электронные рассылки. В России, однако, эти инструменты не используются настолько эффективно как в западных странах, и думается, что причина кроется в том факте, что их полезность не была до конца понята не только самими юридическими фирмами, но и самим клиентами. 

Косвенные исследования аудитории – это очень сильный и очень актуальный канал фидбэка не только для юридических фирм, но и отдельно взятых юристов. Посредством наблюдения, исследования поисковых запросов потенциальных клиентов и анализа категорий клиентов, юридические фирмы могут достигнуть более весомого результата, чем просто через обратную связь. Этот канал может также стать ценным источником информации для блогов, так как после получения аналитических данных о потребностях клиента, вы начинаете выдавать контент через блог соответственно потребностям клиентов. 

Другие каналы имеют отдаленное отношение к юридическому маркетингу, хотя при желании и посредством приспособления к нуждам юридического бизнеса, их можно применить и здесь. Но все зависит от предпочтений. 

Хочу рекомендовать эту книгу не только маркетинговым директорам и менеджерам в юридических фирмах, но и самим юристам в целях отдельного продвижения. 

Купить книгу можно на сайте МИФ или на Озон.Ру.

Комментарии

Unknown написал(а)…
Я полностью согласен, что это проблема для стран постсоветского пространства. Нет понимания важности фидбэка. Если его оставляют где-либо, то только под воздействием сильных положительных, либо отрицательных эмоций, что может быть неверным. Нет культуры таковой, к сожалению.

Популярные сообщения из этого блога

Искусство войны для юристов

Классический трактат древнего китайского полководца Сунь-цзы «Искусство войны» была настольной книгой многих полководцев и лидеров мира в течении многих веков. Говорят, что даже сам Наполеон пользовался ею, хотя его поражение в России говорит об обратном. 

"Библия" международного коммерческого арбитража от Гэри Борна

Рецензия на книгу: Gary B. Born, International Commercial Arbitration, Second Edition, Wolters Kluwer, 2014, pp. 4260 Международный коммерческий арбитраж является такой сферой права, где пересекаются не только нормы различных международных конвенций, но и также нормы национальных законодательств, прецеденты государственных и третейских судов и сама коммерческая, торговая и инвестиционная практика. По этой причине, наверно, эта отрасль является одной из сложных и противоречивых отраслей международного коммерческого права.  Это также объясняет, почему о международном коммерческом арбитраже написано столько книг, статей, заметок и диссертаций. И все равно кажется, что их недостаточно. Ведь практика международного коммерческого арбитража развивается и меняется каждый день. Каждое судебное решение, решение третейского суда вносит свои коррективы, новшества и изменения в эту обширную сферу права.  Гэри Борн, довольно известный в международном юридическом сообществе к...

Взлом юридического креатива или как структурировать сделку по диаграмме Исикавы

Новая книга Майкла Микалко «Взлом креатива», присланная мне издательством "МИФ" для рецензии, является логическим продолжением его magnum opus «Рисовый штурм», который был также рецензирован мной ранее на этом сайте.  Эта книга для тех, кто не просто любит читать, но и любит и хочет думать. Если вы её покупаете только для того, чтобы почитать на досуге, то её не стоит покупать, потому что это не дежурная художественная книга. Это книга для тех, кто хочет думать, и не просто думать, а делать это в креативной форме.