Рецензируемая книга является своего рода кратким введением в медиа право или, если быть точнее, право СМИ Великобритании. Она написана Томасом Гиббонсом, профессором, деканом юридического факультета Манчестерского Университета в Англии, а также автором многочисленных публикаций по медиа праву.
Книга состоит из 5 неравных частей. Самая большая часть книги это третья часть, которая состоит из 8 глав и посвящена регулированию ауидовизуальной прессы.
В книге обсуждаются такие темы как регулирование печатной прессы, ответственность журналистов, защита журналистских источников, клевета в прессе, доступ к публичной информации, политическое вещание, право на получение информации, правила рекламы, регулятор прессы и т.п.
Как и сам английский язык, английское медиа право полно исключений и противоречий. И одно из достоинств настоящей книги заключается в подчеркивании автором этих исключений и противоречий.
Уже в Части I, автор пишет следующее: «Несмотря на многочисленные утверждения о том, что общее право защищает свободу слова в той же степени, что и статья 10 (1) ЕКПЧ, большинство судебных решений выносятся в пользу исключений, указанных в статье 10 (2)».
Данный пассаж говорит о том, насколько слабо защищена свобода слова в Великобритании и как часто прибегают суды к исключениям при рассмотрении дел этой категории.
Еще одним интересным пассажем является глава о профессии журналиста. В частности автор пишет: «В Великобритании журналисты предпочитают, чтобы их называли ‘ремесленниками’ нежели членами определенной профессии. Соответственно их правовой статус определяется как членов общественности, занятых определенной деятельностью. Особенных правил или условий как стать или подать на журналиста не существует. Никаких привилегий также не предоставлено блоггерам».
Это означает, что журналисты являются «птицами свободного полета» и их профессия не регулируется подобно профессии юриста или медика. Их также называют сторожевыми псами общества. Журналисты, работающие на частные медиа, считаются настолько независимыми насколько позволяет им их работодатели.
Особое внимание автор уделяет проблеме клеветы в прессе. Ответственность за клевету строгая, но намерение лица или издателя не влияет на возникновение ответственность. Ответственность возникает только тогда, когда она дает повод для подачи жалобы со стороны оклеветанного лица. Для того, чтобы успешно обвинить журналиста в клевете, необходимо доказать факт клеветы, то, что он был адресован потерпевшему и оно стало доступно третьим лицам.
Автор отмечает сложность дел, связанных с клеветой в прессе. Суд требует от потерпевшего доказать, что слова, высказанные клеветником, унижают его, по мнению правильно думающих членов общества в общем или делают так, что его начинают избегать. Основным элементом в этом вопросе является репутация и как на неё повлияли слова правонарушителя.
Книга написана доступным языком без использования сложных слов, оборотов, наречий и фраз. Автор объясняет каждую концепцию, подразделяя текст на малые параграфы. В местах, где о той или иной концепции или институте не имеется информации или она не регулируется, автор открыто заявляет об этой, подчеркивая при этом существующий пробел.
Рекомендую книгу не только медиа юристам и журналистам, но и правозащитникам и юристам, занимающимся проблемами свободы слова и сравнительным правоведением.
Купить книгу можно здесь.
Комментарии