К основному контенту

Как создать компанию в Китае или путеводитель по китайскому корпоративному праву

Несмотря на тот факт, что в России издается и было издано несколько книг, и были созданы интернет-ресурсы о китайском праве, эта система до сих пор остается дремучим лесом для российских юристов. 

В большинстве случаев, мы черпаем информацию о китайском праве на русском языке со вторых рук, т.е. не-китайцев. Этот факт делает китайское право еще более трудным для восприятия. И по мере расширения деловых и торговых отношений с Китаем, более и более актуальной становится информация о китайском корпоративном праве. 

Китайское корпоративное право до сих пор не было раскрыто в должной манере, понятной для иностранных юристов. Может быть в этом истинное намерение китайцев, но некоторые инициативы, предпринятые китайскими юристами говорят об обратном. 

Как уже писалось в предыдущей рецензии, издательство «Wolters Kluwer» издало Энциклопедию Правовых Систем Мира (International Encyclopedia of Laws), каждая часть из которой была посвящена освещению той или иной категории права в разрезе определенной системы права. 

Отдельная глава также была посвящена корпорациям и партнерствам. Принимая во внимание возросший интерес к Китаю, издательство решило выделить главу в отдельную книги и издать её. 

Автором книги является Ке Чен, партнер юридической фирмы «AllBright Law Offices», расположенной в Шанхае. Книга размером в 78 страниц, раскрывает две основные темы корпоративного права – правовое регулирование корпораций и правовое регулирование партнерств. 

Предваряет автор книгу обзором политики, экономики и права Китая, а также исторического развития китайского корпоративного права и его источников. 

Китайская корпорация является аналогом российского акционерного общества. В нем могут быть минимум 2 и максимум 200 акционеров, которые почему-то называются promoters. В Китае используют два вида акций: зарегистрированные акции и акции на предъявителя. Но автор также указывает на другие категории акции, которые разрешены законодательством Китая. 

Отдельная глава посвящена контролю за корпорацией со стороны акционеров, его управлению, распределению прибыли назначению директоров, их увольнению, обязанностям директоров, участию аудитора и работников корпорации. И естественно отдельная глава о завершении деятельности корпорации также включена в книгу, как и глава о слиянии и поглощении. Также несколько страниц автор уделил закрытым акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью. 

Буквально пять страниц автор посвятил теме партнерств в Китае. Особенностью партнерств в Китае является то, что они не могут быть юридическими лицами, лица, состоящие в партнерствах, отвечают по всем обязательствам партнерства своим имуществом и существует отдельный режим налогообложения. 

В начале главы, автор признает, что в Китае не имеется систематизированных правил и положений о партнерствах. Имеется только довольно кратко изложенный Закон о Партнерстве, принятый в 1997 году и измененный в 2006 году, который предусматривает создание только двух видов партнерств: (1) предприятие, основанное на общем партнерстве; и (2) предприятие, основанное на ограниченном партнерстве. Закон также разрешает создавать предприятие, основанное на специальном партнерстве. 

Из недостатков книги – это погрешности в стилистике и грамматике. Оно и понятно. Английский язык не является родным языком для автора. Но здесь недоработка скорее всего издательства, которая должна была проверить текст на предмет грамматики и стилистике. И это в принципе остается пожеланием издательству при издании подобных книг в будущем. 

Книга рекомендуется юристам, занимающимся корпоративным правом, а также сравнительным правоведением. Интересна будет книга также предпринимателям и инвесторам, которые собираются создавать предприятия и компании на территории Китая. 

Приобрести книгу можно здесь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Искусство войны для юристов

Классический трактат древнего китайского полководца Сунь-цзы «Искусство войны» была настольной книгой многих полководцев и лидеров мира в течении многих веков. Говорят, что даже сам Наполеон пользовался ею, хотя его поражение в России говорит об обратном. 

"Библия" международного коммерческого арбитража от Гэри Борна

Рецензия на книгу: Gary B. Born, International Commercial Arbitration, Second Edition, Wolters Kluwer, 2014, pp. 4260 Международный коммерческий арбитраж является такой сферой права, где пересекаются не только нормы различных международных конвенций, но и также нормы национальных законодательств, прецеденты государственных и третейских судов и сама коммерческая, торговая и инвестиционная практика. По этой причине, наверно, эта отрасль является одной из сложных и противоречивых отраслей международного коммерческого права.  Это также объясняет, почему о международном коммерческом арбитраже написано столько книг, статей, заметок и диссертаций. И все равно кажется, что их недостаточно. Ведь практика международного коммерческого арбитража развивается и меняется каждый день. Каждое судебное решение, решение третейского суда вносит свои коррективы, новшества и изменения в эту обширную сферу права.  Гэри Борн, довольно известный в международном юридическом сообществе к...

Взлом юридического креатива или как структурировать сделку по диаграмме Исикавы

Новая книга Майкла Микалко «Взлом креатива», присланная мне издательством "МИФ" для рецензии, является логическим продолжением его magnum opus «Рисовый штурм», который был также рецензирован мной ранее на этом сайте.  Эта книга для тех, кто не просто любит читать, но и любит и хочет думать. Если вы её покупаете только для того, чтобы почитать на досуге, то её не стоит покупать, потому что это не дежурная художественная книга. Это книга для тех, кто хочет думать, и не просто думать, а делать это в креативной форме.